» » Правомерно ли в данном случае применить статью 93 Закона № 44-ФЗ «Осуществление закупки у единственного поставщика» и если да, то обязательно ли при проведении закупок на оставшиеся 10% бюджетных средств учитывать требования ст. 30 Закона № 44-ФЗ?

Правомерно ли в данном случае применить статью 93 Закона № 44-ФЗ «Осуществление закупки у единственного поставщика» и если да, то обязательно ли при проведении закупок на оставшиеся 10% бюджетных средств учитывать требования ст. 30 Закона № 44-ФЗ?

С 01.01.2014 года вступил в силу ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


Действительно, с целью защиты прав и интересов субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций, предоставления им доступа к возможности выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд на условиях, равных с иными участниками рынка, закон предусматривает для государственных и муниципальных заказчиков обязанность осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.


Формально Закон № 44-ФЗ не делает исключений по применению норм, установленных ст. 30 Закона № 44-ФЗ, для заказчиков, которые абсолютно большую часть бюджетных средств направляют на оплату услуг по водоснабжению, водоотведению и теплоснабжению у единственного поставщика, что характерно для небольших бюджетных учреждений.


При этом остался нерешенным вопрос о действиях бюджетного учреждения, когда оно в силу объективных причин не может выполнить указанное выше требование закона, например, как в комментируемом вопросе, при обязательных платежах за коммунальные услуги, превышающих 90% всех бюджетных трат. Очевидно, что закон будет нарушен, и такое бюджетное учреждение не обеспечит защищенным субъектам (субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным организациям) гарантии реализации их прав на участие в государственных и муниципальных контрактах.


Выхода здесь предложить два:
Во-первых, поддержка субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.


При этом заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок, указанном в ч. 1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и включаются в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ.


Поэтому представляется возможным включение в контракт, заключаемый с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), требования к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.


Но часто может оказаться так, что единственный поставщик откажется от включения в контракт такого условия, понимая для себя невозможность его исполнения, что объективно возможно при тех же поставках коммунальных ресурсов.


Второй вариант требует от «виновника» нарушения закона быть готовым обосновывать свою невиновность в нарушении прав и интересов защищенных субъектов. Применительно к теме обсуждения — имеющаяся коллизия закона должна освобождать бюджетное учреждения от ответственности за нарушение указанной норма закона № 44-ФЗ.


Согласно статье 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.


В данном случае, если по итогам отчетного периода при заключении государственных и муниципальных контрактов субъекты малого предпринимательства или социально ориентированные некоммерческие организации не окажутся участниками закупок в размере не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком, такому бюджетному учреждению надо будет ссылаться именно на невозможность исполнения требования закона по независящим от него причинам.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев