» » Бюджетники не справятся с энергодекларацией

Бюджетники не справятся с энергодекларацией

Бюджетные учреждения в ближайшем будущем могут столкнуться с серьезными бюрократическими сложностями, связанными с необходимостью ежегодного подавать в Минэнерго России информацию об энергосбережении и повышении энергоэффективности. Об этом рассказал исполнительный директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность» Дмитрий Серебряков, выступая на конференции «Энергобезопасность. Эффективность. Контроль. Надзор», которая проходила в Екатеринбурге в мае.


Речь идет о так называемой «энергодекларации», подавать которую ежегодно обязывает новая редакция ФЗ № 261. Форма и методика заполнения декларации в настоящий момент вывешена на официальном портале regulation.gov.ru.


Дмитрий Серебряков уверен, что заполнять самостоятельно такую декларацию «бюджетники» не смогут. Форма состоит из 10 страниц. Каждому учреждению нужно будет вносить данные о потреблении энергоресурсов и воды как всей организации в целом, так и по каждому отдельно стоящему зданию. Причем, все эти данные необходимо перевести в единые расчетные единицы, то есть тонны условного топлива в год на рубль произведенной продукции. Едва ли каждая бюджетная организация обладает необходимым количеством специалистов, способных выполнить такую работу.


Кроме того, документ содержит информацию об оснащенности объектов приборами учета, об оплате потребленных ресурсов, тарифах, строительные характеристики здания, описания инженерных систем (отопления, электропотребления, водоснабжения, вентиляции), используемого оборудования.


- Мы понимаем, что не каждому бюджетному учреждению по силам заполнить эти емкие 10 страниц. Только методика, описывающая, как и что нужно заполнять, займет не меньше 101 страницы. Понятно, что государству эти данные очень нужны, потому что без них неясна картина, и сложно принимать решения. Однако если каждая школа, больница, библиотека будет самостоятельно заполнять декларации и напрямую посылать их в Минэнерго, я не возьмусь поручиться за качество сведения массива данных, — уверен эксперт. — Другое дело, если бы за небольшую плату энергоаудиторы взялись за эту работу. Появился бы и центр ответственности, и два дополнительных уровня проверки — сама энергоаудиторская компания и саморегулируемая организация, куда она входит.


По мнению Серебрякова, изменения, которые в последние годы претерпела государственная политика в области энергосбережения, по-прежнему не облегчают жизнь бюджетных организаций. Постоянные взаимоисключающие новации в этой сфере приводят к тому, что представители бюджетных учреждений сталкиваются со все новыми трудностями в реализации программ энергоэффективности. При этом задачи по снижению энергопотребления учреждений на 3% ежегодно с них никто не снимает.


Исполнительный директор СРО НП «Союз «Энергоэффективность» также считает, что кампания по проведению энергообследований в бюджетных организациях фактически полностью провалилась.


- К сожалению, за это пытаются сделать ответственными энергоаудиторов, — считает Дмитрий Серебряков. — Хотя они работают на рынке, который регулируется спросом и предложением. Если заказчику нужен энергопаспорт без серьезного энергоаудита, никто не сможет заставить его заплатить за качественное обследование. Сегодня же предлагают, на мой взгляд, совершенно нереализуемую систему, при которой все обязанности по «экспресс-энергоаудиту» перекладываются на руководителей бюджетных учреждений. А они совершенно не являются специалистами в данной области.


Дмитрий Серебряков напомнил, что ранее, во исполнение ФЗ 261, до декабря 2012 года все бюджетные организации должны были пройти обязательное энергообследование. Считалось, что именно на их основе будут сформированы программы повышения энергоэффективности, с помощью которых бюджетникам удастся выполнить требование государства и сэкономить на энергоресурсах 15% за пять лет. Однако к настоящему моменту с задачей справились по разным оценкам от 30 до 50-% бюджетных учреждений страны. Эксперт уверен, что и те, кто эту задачу выполнил, предпочли формально выполнить требование о наличии энергопаспорта. По его мнению, это произошло по нескольким причинам: недостаточное количество выделенных средств, отсутствие полноценной разъяснительной работы, отсутствие мотивации у заказчиков (бюджетных организаций).


- Сотрудники детских садов, школ, больниц вынуждены будут не только перемножать киловатт-часы на тариф, но и рассчитывать сопоставимость условий, удельную энергоемкость, целевые показатели. Очевидно, что качество информации, предоставляемой в уполномоченный федеральный орган, не будет никак соответствовать реальной картине энергоэффективности бюджетных учреждений. Хотел бы напомнить, что по требованиям ФЗ № 261 любой энергоаудит, будь то инструментальный, инвестиционный или экспресс, может проводиться только членами саморегулируемой организации в области энергообследований. Сложно представить, чтобы в ближайшее время все детские сады, школы и больницы пополнили ряды участников СРО, — считает Дмитрий Серебряков.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев