» » Социальные нормы на электроэнергию не будут введены?

Социальные нормы на электроэнергию не будут введены?

Социальные нормы энергопотребления с высокой доле вероятности вводиться не будут. 18 декабря Комитет Государственной Думы по энергетике под председательством Ивана Дмитриевича Грачёва рассмотрел вопрос о ходе реализации пилотных проектов по введению потребления электроэнергии на территории РФ. Также на имя председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева поступило письмо от членов Общественного совета при комитете государственного регулирования тарифов Саратовской области с просьбой об объявлении моратория на введение социальной нормы энергопотребления. Напомним, что закон о запрете введения соцнорм на электропотребление был внесен на рассмотрение депутатов ГД 11 декабря. Инициаторами стали члены фракции партии «Справедливая Россия» Иван Грачев, Оксана Дмитриева, Андрей Крутов, Наталья Петухова, Дмитрий Ушаков.


Напомним, что п.4 ст. 27 федерального закона «Об энергосбережении» давал право органам государственной власти и органам местного самоуправления самим вводить социальные нормы потребления населения энергоресурсов. Согласно законодательства, с 1 июля 2014 года ввод соцнормы планируется во всех регионах России. Тариф в пределах социального норматива в настоящий момент снижен на 5-10% относительно текущего тарифа, а количество электроэнергии сверх нормы будет оплачиваться по тарифу на 35-40% выше базового.

Главная мотивация введения социальных норм — введение более «справедливого» принципа оплаты электроэнергии: кто потребляет меньше и экономит, тот платит по сниженному тарифу, а у кого экономить не получается — будет расплачиваться за «транжирство» по повышенным тарифам.


Теоретически с точки зрения ряда экспертов логика в таком нормировании есть. Суммы перекрестного субсидирования в электроэнергетике, направленного на удержание тарифов на электроэнергию для населения ниже экономически обоснованного уровня. Распределение происходило между всеми категориями населения пропорционально удельному потреблению ресурса. Другими словами, чем больше энергии тратит потребитель, тем больше субсидирования приходится на этого потребителя, что не совсем логично.


Однако, такая система расчетов затруднит определение размера социальной нормы для регионов: ведь надо учесть снижение базового тарифа на 5-10%, рассчитать, на сколько при этом целесообразнее всего поднять тариф выше нормы потребления так, чтобы постепенно ликвидировалось перекрестное субсидирование, но и не повысить социальное напряжение в регионе. Размеры соцнормы по пилотным регионам весьма варьируются: во Владимирской области она составляет 50 кВт/ч на одного члена семьи в месяц, в Ростовской области — 96 кВт/ч, в Красноярском крае — 110 кВт/ч, в Самарской области — 150 кВт/ч, в Орловской — 190 кВт/ч. Соответственно, будут сокращаться и объемы перекрестного субсидирования: во Владимирской области это, скорее всего, произойдет быстрее, чем в Орловской.


О недоработках и сомнительном эффекте введения нормы как раз и говорится в письме членов Общественной палаты Свердловской области. Эксперимент проводится в регионе с ноября текущего года. Социальная норма потребления электроэнергии в регионе для одной квартиры, в которой зарегистрирован один человек, установлена на уровне 190 кВт/ч. Размер нормы для квартиры, где проживают два человека, составил 190+50 кВт/ч. На каждого следующего прибавляется еще по 20 кВт/ч от нормы. Максимальный объем соцнормы составил 300 кВт/ч для квартиры, где прописаны пять и более человек. С сентября по декабрь эксперимент проводился еще в шести регионах.


В письме, адресованном председателю Правительства, в частности, говорится, что «разработчиками не выполнены главные цели эксперимента по введению соцнормы — приучить население к экономному расходованию ресурсов, частично снять бремя нагрузки с промышленности, уравняв тарифы для производственников и населения».


Причиной тому, по мнению свердловских общественников, является несовершенство законодательства, которое регулирует вопрос (постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 года №614). Принятое постановление о социальной норме «балансирует на грани нарушения нескольких законодательных актов, при этом еще и нарушаются права граждан. Постановление можно считать недоработанным из-за того, что в нем не учтены слишком многие нюансы».


Один из инициаторов законопроекта депутат Оксана Дмитриева считает, что введение социальных норм — это уже не попытка любыми способами возложить на граждан «неподъемное бремя расходов по ЖКХ: либо повышением тарифов, либо введением оплаты на общедомовые нужды, теперь через соцнормы. В пределах социальной нормы тариф, действительно, будет регулируемым, но за ее пределами он может расти как угодно». Депутат уверена, что искать резервы нужно «не в карманах граждан, а в самих энергетических компаниях». «Нужно зафиксировать все пагубные последствия реформы электроэнергетики по Чубайсу, с многочисленными посредниками и аффилированными структурами, избыточной численностью управленческого звена», — говорится в официальном заявлении депутата, опубликованном на сайте партии.


Крайне негативно по отношению к введению обязательного социального нормирования энергопотребления относится и председатель Комитета ГД по энергетике Иван Грачев. По его мнению, несмотря на активный отклик на инициативу депутатов в СМИ, в целом реакция общества на такой серьезный вопрос недостаточна. «Наша бюрократия, которая не отличается прозорливостью в вопросах отечественной экономики весьма прозорливо просчитывает все, что может их заставить в итоге хоть чем-то поделиться, людей от всего серьезного стремятся отвлечь, — уверен депутат. — Такой серьезной проблемой являются сейчас и социальные нормы. Но информацию фильтруют и очень ловко ее канализируют».


В пояснительной записке к законопроекту, подготовленному депутатами от «Справедливой России», говорится, что введение социальных норм вступает в противоречие с существующими рычагами и механизмами контроля над тарифами естественных монополий и ЖКХ. Кроме того, по мнению авторов законопроекта, реализация нормы в семи пилотных регионах показала, что местные власти устанавливают соцнормы «без какого-либо экономического обоснования».


Несколько ранее на съезде Общероссийского народного фронта президент РФ Владимир Путин заявлял, что спешить с распространением эксперимента на всю страну не следует, поскольку в нем «есть известные социальные риски».

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев