» » Владимир Мау. Ловушки майского указа Путина

Владимир Мау. Ловушки майского указа Путина




В дискуссиях об экономической политике предлагаются противоречивые рецепты. Опыт СССР 1986–1989 годов наглядно показал, что нельзя фетишизировать номинальные цифры роста.

С начала 1990-х годов динамика российской экономики прошла через три этапа. Спад 1990–1998 годов — структурная и институциональная трансформация централизованно управляемой экономики в рыночную. Восстановительный рост 1999–2008 годов, когда был достигнут докризисный уровень производства при коренной перестройке всей социально-экономической структуры общества. Эта модель роста была основана на задействовании свободных производственных мощностей и рабочей силы, а также на мощном притоке финансовых ресурсов благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре. И экономическое торможение 2009–2018 годов. Восстановительная модель была исчерпана к 2008 году, что видно по произошедшему тогда замедлению темпов экономического роста. Начавшийся глобальный кризис стал важной, но не единственной причиной ухудшения ситуации в России. Точнее, глобальный кризис привел к спаду 2009 года, но не к низким темпам роста, характерным для последующего десятилетия. В период 2010–2018 годов на фоне переплетения глобального (структурного) и циклического кризисов в России шел поиск новой модели экономического роста, основанной не на дешевых ресурсах (свободных мощностях и рентных доходах), а на повышении совокупной факторной производительности.

Социально-экономическая ситуация в России остается сложной. Она не допускает однозначных оценок, а в дискуссиях об экономической политике предлагаются противоречивые рекомендации. Выделим следующие ключевые характеристики нынешней ситуации.
Налицо экономический рост, но его темп, существенно отстающий от среднемирового, вызывает недоумение в элите и экспертном сообществе. Однако не меньшее недоумение вызвала переоценка Росстатом темпов экономического роста в начале 2019 года — с 1,6–1,8% (по официальным прогнозам) до 2,3%. Хотя, по оценкам Минэкономразвития, это «ускорение» является временным, и в 2019 году рост будет примерно на уровне потенциального.

Экономический рост важен не сам по себе, а как показатель роста общественного благосостояния. А реальные располагаемые доходы населения продолжают снижаться уже пятый год подряд. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума остается на уровне, близком к 20 млн человек.

Впрочем, в 2018 году безработица опустилась ниже 5%, зафиксирован рост реальной зарплаты на 6,8%, расходов на конечное потребление домашних хозяйств (2,2%) и розничного товарооборота (2,6%). Таким образом, рост потребления обгонял рост доходов.
В условиях стагнации реальных доходов (и, возможно, для ее компенсации) существенно увеличилось кредитование населения. Прирост задолженности по всем кредитам составил 2,7 трлн рублей, ипотечной задолженности — 1,2 трлн рублей, тогда как объем банковских вкладов вырос более чем на 2,5 трлн рублей. Прирост кредитов обогнал прирост вкладов впервые с 2014-го. Эти данные могут свидетельствовать как о нехватке собственных средств (потребление за счет кредитов), так и о стабилизации ситуации, позволяющей людям брать кредиты. Проблемой становится и то, что проценты по кредитам превышают темпы роста номинальных доходов населения, что приводит к росту доли платежей по обслуживанию задолженности перед банками в совокупных расходах домохозяйств.
Благоприятной остается и макроэкономическая ситуация. Государственный долг очень низкий при близком к нулю долге, номинированном в иностранной валюте. После шести лет дефицитного финансирования федеральный бюджет сведен с профицитом 2,6% ВВП, причем ненефтегазовый дефицит продолжал снижаться, что означает ослабление зависимости бюджета от цен на углеводороды. Потребительская инфляция колеблется вокруг целевого уровня 4%. Растут международные резервы Банка России. Пожалуй, единственным тревожным индикатором стал беспрецедентно высокий за минувшее десятилетие индекс цен производителей — 11,7%, что может свидетельствовать о рисках инфляционного скачка в будущем.
Невысокой остается инвестиционная активность — прирост 4,1% (в 2017-м — 4,8%). Особенно это касается частных инвестиций, служащих важнейшим индикатором не только устойчивости экономического развития, но и уровня доверия к социально-экономической политике власти. Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор достигли минимума за два десятилетия — $1,9 млрд (меньше было только в 1994 году — $0,6 млрд).

В такой ситуации повышение темпов экономического роста и обеспечение устойчивого роста благосостояния становятся ключевыми задачами — не только экономическими, но и политическими. На их решение нацелен программный Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года, предусматривающий осуществление сложного комплекса мероприятий макроэкономического, институционального и структурного характера. Однако при выработке программы мер необходимо соблюдать ряд условий, игнорирование которых оборачивалось в нашей экономической истории (в том числе на протяжении последних 30 лет) тяжелыми потерями.

Во-первых, экономический рост должен сопровождаться технологической модернизацией и ростом благосостояния. 
Во-вторых, его нельзя обеспечивать ценой макроэкономической дестабилизации, то есть неконтролируемого повышения государственного долга и бюджетного дефицита. 
В-третьих, рост должен продолжаться в средне- и долгосрочной перспективе, а не ограничиваться краткосрочным скачком с последующим спадом или стагнацией. 

Это особенно важно, поскольку существуют реальные противоречия между мерами, обеспечивающими краткосрочный и долгосрочный рост. В-четвертых, институциональные изменения, необходимые для роста, не должны вести к социально-политической дестабилизации страны.

Эти условия взаимосвязаны, нарушение одного гарантирует провалы по остальным. Опыт СССР 1986–1989 годов наглядно показал, как нарушение этих условий обернулось после краткого ускорения экономическим и политическим крахом. Иными словами, нельзя фетишизировать номинальные цифры роста.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Лента новостей

18:17
Безработица в России в сентябре 2019 года выросла до 4,5%
15:57
Новый минимум
17:11
Россияне продолжают считать социальные различия несправедливыми
10:00
России нужно создать производство турбин большой мощности
12:40
Нацеленность на результат
09:00
Новые тренды развития ТЭК городов и регионов
16:00
Перспективы развития газовых турбин большой мощности на территории России
00:33
Национальные проекты: приоритеты государства и возможности развития
01:19
«Альткотельная». Новая модель рынка тепла
16:04
Цифровой горизонт 2030. Совет директоров «Газпром нефть» утвердил стратегию цифровой трансформации
16:37
Профицит федерального бюджета РФ по итогам 8 месяцев составил 2,561 трлн рублей.
16:36
Сбербанк планирует в 2020 году начать платить дивиденды в 50% чистой прибыли
02:34
ЦБ РФ уточнил параметры рискового сценария
18:11
«Москабель-Фуджикура»
17:00
Адекватный ответ на $75 млрд
Больше новостей
Место для баннера