» » Андрей Липатов. Доверяй или плати

Андрей Липатов. Доверяй или плати

Нам не кажется странным, что люди хоть чуть-чуть, но все время обманывают друг друга и обман широко распространен в общественной жизни. Человечество давно привыкло и приспособилось жить с такой поправкой.



Многие общественные науки вообще не рассматривают обман как вид социального поведения. Например, в учебниках по экономике вы не найдете ничего об обмане. В этой области знаний почему-то предполагается, что все люди как экономические агенты ведут себя по-джентльменски. Как будто экономическая жизнь привлекает исключительно честных и порядочных людей. Но из СМИ мы только и слышим о многочисленных случаях обмана и мошенничества именно в экономической жизни.

Обычно в сфере бизнеса репутация играет самое большое значение. И, решаясь на мошенничество, индивид понимает, что его репутация может сильно пострадать, если вдруг ситуация будет предана огласке, и с ним и его фирмой вряд ли кто-то будет работать в будущем. Поэтому сетевые связи и отношения как формируют доверие, так и ставят заслон обману. Речь идет не об институтах, а о межличностном взаимодействии в экономических отношениях. Люди часто совершают сделки в бизнесе, не подписывая какиех-либо документов, если между ними высокая степень доверия. Чем специфичнее сфера бизнеса, тем важнее сохранять хорошие отношения со всеми участниками бизнес-процесса. Один-единственный случай обмана может поставить клеймо на всем вашем дальнейшем развитии. Кроме того, для компаний, чьи акции котируются на бирже, любой мелкий скандал, связанный с мошенничеством и нашедший отражение в прессе, может сразу обвалить котировки собственных акций до такого уровня, что потери будут несопоставимы с выгодами от этого малопочтенного поступка.

В России люди ведут бизнес с высоким элементом межличностного доверия. Особенно в регионах, где все начинается с совместного похода в ресторан или баню. Надо обязательно выпить с будущим партнером для того, чтобы лучше узнать друг друга, обязательно перейти на «ты». Логика действия такова: ведь мы с тобой уже знаем друг друга, значит, обман будет уже не просто преследованием персональных интересов, а неким предательством дружбы. Так на помощь бизнесу в условиях нестабильной работы институтов приходят личные связи, когда мораль дружбы ставит заслон обману или мошенничеству. Человеческий фактор в создании деловых партнерских отношений в России является ключевым моментом в построении совместного бизнеса.

Конечно, каждый человек сам выстраивает моральную конструкцию, которая не позволяет ему обманывать. Но начинается все с того, что сама государственная система построена на обеспечении выгоды исключительно для себя, причем любой ценой. Экономисты говорят, что обман нужно сделать таким, чтобы он стал дорогостоящим предприятием для правонарушителя и ему было бы невыгодно нарушать законы. Закон является хорошим сдерживающим фактором против обмана, но зачастую, обращаясь в суд, человек не может отстоять свои права, потому что для этого не созданы соответствующие условия. Обманутым часто не удается добиться справедливости.

Обман и доверие не составляют противоположной пары. Не обязательно там, где есть доверие, нет обмана. Доверие в нормальном обществе предполагает даже некоторый уровень институционализированного недоверия ‒ главное, чтобы он не был неоправданно высок. Мы с государством не можем доверять друг другу. Это в первую очередь касается обмана гражданами, или предпринимателями, государства. В России действуют специфические культурные отношения. Раньше, в эпоху Советского Союза, обмануть государство было некоторой доблестью, ведь государство всегда и везде обманывало граждан, поэтому гражданин лишь возвращал свой «долг» государству, обворовывая его. И до сих пор наши люди вряд ли чувствуют, что государство принадлежит им. Скорее, они воспринимают государство как некую враждебную силу. Например, налоги, когда люди не видят, что средства, уплачиваемые ими, используются по назначению. Вряд ли такое отношение стимулирует уважение к государству и его тратам. Если граждане понимают, что государство обманывает их, они, соответственно, отвечают тем же. Можно обманывать иногда, но нельзя обманывать всех и всегда.

В демократическом обществе законодательная власть контролирует исполнительную, граждане могут контролировать своих представителей в законодательной власти. Например, отзывать депутатов, что в России совершенно не распространено, зато частым бывает самостоятельное сложение полномочий после партийного воздействия.

Обман и доверие ‒ социальные понятия, они возникают в конкретном обществе, передаются людям в процессе социализации и затем интернализируются ‒ становятся из внешних понятий внутренними убеждениями. Многие люди, и их большинство, не воруют в супермаркетах потому, что так их научили: воровство недостойно порядочного человека, воровать плохо, поступать так нельзя ни при каких случаях. Как говорил Бенджамин Франклин, «честность ‒ лучшая политика», то есть честность всегда выгодна.



Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев