» » Государственная программа финансирования проектов энергоэффективности пока не работает

Государственная программа финансирования проектов энергоэффективности пока не работает

Проекты, связанные с повышением энергоэффективности, как правило, требуют серьезных финансовых вложений. И далеко не всегда предприятие может справиться с этим самостоятельно. Из чего складывается финансирование таких проектов? Каким образом государство участвует в этих процессах? Об этом на конференции «Энергоэффективность и энергосберегающие технологии 2013» рассказал руководитель экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов РСПП РФ Вадим Зазимко.


Прежде всего эксперт напомнил, что государственная программа поддержки проектов повышения энергоэффективности уже разработана и даже получила одобрение Правительства. Однако до 1 сентября необходимо провести корректировку программы, которая позволит закрепить отдельные ведомства за исполнением тех или иных разделов программы.


Безусловно, программа акцентирует внимание участников на том, что энергоэффективность и вообще весь блок вопросов, связанных с энергообеспечением, является крайне важным, основополагающим для роста ВВП страны. Тем не менее, следует помнить, что финансирование проектов – это основной вопрос их успешной реализации.


Между тем, государственная доля финансирования проектов по сравнению с внебюджетным заметно сократилась по сравнению с предыдущей версией программы (образца 2010 года). Говоря о программе, эксперт заметил, что фактически финансирование проектов переложили на плечи самих предприятий.


- В принципе, государство должно создавать условия, продумывать некоторые преференции для того, чтобы внешние средства пришли в эту программу. Особенно учитывая тот факт, что к внебюджетным источникам не были отнесены акционерные общества и корпорации, в которых есть государственное участие.


В новой редакции программы появился такой раздел, как стимулирование и поддержка стратегических инициатив. Достаточно большое внимание уделяется страхованию рисков долгосрочного инвестирования, что особенно актуально с точки зрения возможностей участия частного бизнеса в реализации проектов. Обсуждаются в программе и вопросы стимулирования экономической мотивации.


Что действительно может представлять интерес с точки зрения экономики – это разработка новых механизмов экономического стимулирования. Для этого проводятся специальные НИОКРы, которые определяют порядок предоставления субсидий компаниям. Впрочем, эта работа мало отличается от той, что была организована еще в 2010 году. Что действительно интересно – так это создание специализированной организации, которая будет заниматься исключительно созданием условий для привлечения средств на энергоэффективные проекты.


Основным инструментом государственной поддержки должно стать предоставление государственных гарантий. Эксперт полагает, что это действительно серьезный и важный шаг, который позволит компаниям (особенно энергосервисным) заниматься проектами повышения энергоэффективности в гораздо большем объеме и масштабе, чем это происходило до сих пор. Собственно, для исполнения этих государственных гарантий и был создан ведомственный координационный совет, который по-настоящему должен решать эту задачу. И, вероятно, не случайно возглавил этот совет Министр энергетики России.


Что касается государственной поддержки в области энергосбережения – то здесь программа фактически не изменилась по сравнению с предыдущей версией.


Все эти мероприятия, по мнению разработчиков программы, должны создать условия для снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 13.5%. Конечно, если все условия программы будут выполнены. Но Вадим Зазимко уверен, что этого не произойдет, поскольку государственные средства на исполнение мероприятий программы не выделяются. Эксперт высказал надежду на то, что в дальнейшем Министерство финансов и Министерство экономического развития исправят ситуацию, но пока федеральных денег в реализации программы нет. Это при том, что объем государственного финансирования и без того невелик.


- Более или менее понятна ситуация только с той строкой, которая называется «самофинансирование». Единственное, что необходимо знать предприятиям – это как пользоваться теми преференциями, которые им дает законодательство. Гораздо сложнее вопрос привлечения заемных средств. На сегодня банки неохотно финансируют этот вид деятельности. Относительно инструментов можно назвать только лизинг. Но и при такой схеме существует требование к предприятию: оно должно иметь не менее 30% собственных средств на реализацию проекта.


При разработке федерального закона №261 предполагалось, что одним из главных инструментов реализации проектов повышения энергоэффективности должен стать энергосервисный контракт. Сам по себе этот механизм действительно обладает большим потенциалом для привлечения необходимых внешних средств. Однако механизм до сих пор в стране не работает, и средства, которые могут быть привлечены через энергосервисные контракты, пока ничтожно малы. Следовательно, нужно думать, каким образом действительно запустить этот процесс. В поддержку механизма энергосервисных контрактов была проведена активная законодательная деятельность. Ряд законов и правительственных постановлений обсуждают эту тему. Однако пока механизм не продуман настолько, чтобы стать работающим.


- При принятия решения об участии в программе частным компаниям следует помнить, что в правилах предоставления субсидий введен такой критерий, как работа с бюджетными организациями. И там четко говорится о наличии налоговых льгот в зависимости от показателей эффективности организации и наличия конкурсной документации на исполнение энергосервисного контракта. Это уже первый шаг к тому, чтобы расширить количество энергосервисных контрактов в бюджетной сфере.


Эксперт особо остановился на доступных финансовых продуктах. Пока их достаточно мало. Большей частью эффективные взаимоотношения выстраиваются только с международными организациями, такими как ЕБРР. Есть ряд отечественных финансовых организаций, потенциально готовых оказывать поддержку подобного рода проектам, однако у них пока не отработан сам механизм участия.


Один из немногих активно продвигающихся на рынке банков – это Банк «Санкт-Петербург». Эта финансовая организация разработала полностью работающую схему лизингового и факторингового участия в проектах. Один из главных привлекательных для сотрудничества с банком элементов – это продление срока финансирования проектов до пяти лет. Делает попытки работать на рынке Внешэкономбанк. Однако пока проекты, которые касаются энергосбережения и энергоэффективности, финансируются им на общих основаниях – в рамках обычной финансовой деятельности банка.


Начинают появляться на рынке, по словам эксперта, и адекватные программы страхования, которые помогают устанавливать более безопасные отношения между банками и энергосервисными компаниями.


- Мы достаточно тесно работаем по обсуждаемому вопросу с сообществом промышленников, энергосервисными компаниями, финансовыми организациями. Собираем и аккумулируем существующие сложности и проблемы, пожелания по их исправлению. И самая болезненная из этих проблем – это многолетние контракты и сложность доступа к источникам финансирования. Мало опыта в капитализации доходов энергосервисных компаний. У РСПП есть целый ряд предложений, которые могли бы помочь расширить механизм реализации проектов повышения энергоэффективности.


Прежде всего, необходимо на законодательном уровне ввести понятие «полная стоимость владения». Это понятие поможет внести более детальные изменения в инструкцию Минфина, которая регламентирует процедуру получения достигнутой экономии после реализации энергосервисного контракта. Пока ситуация такова, что с момента окончания проекта до момента получения итогового результата может пройти год и даже больше.


Необходимо расширять практику проведения мероприятий повышения экономической мотивации. В частности, необходимо предусмотреть применение практики ускоренной амортизации оборудования и возмещения части затрат по уплате процентов по кредиту. В ряде регионов уже научились решать эту проблему, погашая за счет бюджетных средств две трети ставки рефинансирования банкам. Возможно, такую практику нужно сделать общефедеральной.


Важно на федеральном уровне разработать и запустить механизм инвестиционного кредитования. Пока это невозможно сделать из-за сопротивления налоговых организаций в регионах применения такого механизма.


Наконец, условия предоставления государственных гарантий слишком тяжелые.

- В прошлом году мы попытались разыскать хотя бы одну организацию, которая бы смогла пройти процедуру предоставления государственных гарантий. Даже нашлась одна такая организация, которая по большинству параметров проходила по условиям. Однако в конечном результате опыт оказался неудачным: государственную гарантию предоставить не удалось. В прошлом году 10 млрд. рублей, выделенных для реализации государственных гарантий, так и остались нетронутыми. Это ненормальная ситуация. Значит, что ситуацию нужно пересматривать в корне. Пока не заработает этот механизм, не заработают и все остальные. Применение на практике механизмов экономической мотивации – это, в том числе, вопрос полноценной работы энергосервисных проектов.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев