» » ПОЛОЖИТЬ НА ПРИБОР

ПОЛОЖИТЬ НА ПРИБОР


Инициатива Минстроя отменить обязательную установку индивидуальных счетчиков тепла в новостройках, по мнению экспертов, противоречит как самой идее энергосбережения, так и общему вектору последнего десятилетия — повсеместному учету потребления ресурсов: воды, электричества, газа, противоречит общему тренду на цифровизацию во всех сферах экономики и майским указам президента и лишает россиян возможности цивилизованно экономить на основной статье коммунальных услуг — отоплении.

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
По глубокомысленному мнению авторов инициативы, подача тепла в квартиры жителей многоквартирных домов — вид коммунального ресурса, который отличается от электроэнергии, воды и газа. В докладе Минстроя говорится, что в теплоснабжении объективно отсутствует индивидуальное потребление. Ввиду того что конструкция многоквартирных домов предполагает непрерывный обмен тепловой энергией между квартирами и ее распределение по элементам дома и вентиляции, собственник квартиры может вообще отключить батареи в холодное время года, однако температура в его квартире все равно останется приемлемой за счет соседей. 
Невольно возникает вопрос: господа, вы это серьезно? Где вы нашли в России психически нормального человека, который в холодное время года, например зимой, отключает отопление в квартире, чтобы использовать тепло от соседей через стены, пол и потолок? 
Минстрой в своем докладе приводит расчеты, сделанные Ассоциацией Совета производителей энергии (СПЭ), согласно которым при снижении в помещении температуры воздуха на один градус от нормативного значения (+18 градусов) в соседнем помещении для поддержания нормальной температуры потребуется увеличить потребление тепловой энергии на 20%. А при снижении температуры воздуха в соседнем помещении на три градуса, потребление тепловой энергии соседями возрастает на 60%.
Приводимые СПЭ расчеты перепроверили и ученые, и отраслевые эксперты. По их оценкам, реальное увеличение потребления тепла соседями при снижении температуры в помещении на один градус составляет не 20%, а 1-2%, что в пределах погрешности измерительного оборудования. Но, что странно, исследование СПЭ стало поводом для отмены обязательной установки тепловых поквартирных счетчиков в новостройках. 
Тот факт, что доклад Минстроя и СПЭ нашел поддержку практически во всех министерствах, объясняется версией «вовремя занесли». Подмахнули практически все ведомства, за исключением Минэкономразвития. «Предлагаемая Минстроем России инициатива направлена на дестимулирование жителей многоквартирных домов к энергоэффективному поведению, что не соответствует принципам государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности», — говорится в письме МЭР по поводу проекта постановления. 
РАСКЛАД
Счетчики обязательны к установке во всех новых квартирах, и это требование Федерального закона № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Индивидуальный учет тепла в МКД стал обязательным для всех домов, построенных с 2012 года. В России возведено уже около 15 тысяч таких домов, в них проживает порядка четырех–шести миллионов россиян. При наличии индивидуального регулирования индивидуальный учет позволяет жителям в среднем снизить на 15–20% плату за отопление. При сегодняшних тарифах на тепловую энергию в зависимости от площади квартиры, ее энергоэффективности и стоимости тепла это дает возможность сэкономить до десяти тысяч рублей в год.
Минстрой не лишает россиян права пользоваться счетчиками тепла, однако снимает обязанность устанавливать их в новом домостроении. Казалось бы, в чем проблема? Первая и главная проблема — цена. При установке счетчиков на стадии строительства комплект оборудования индивидуального учета для средней квартиры (порядка 60 квадратных метров) обходится в 3-4 тыс. рублей. А платит в год за отопление такая квартира 20–25 тыс. рублей. Даже сэкономив всего 10–15% тепла, домовладелец окупит оборудование за один-два года при сроке службы приборов десять лет и более. Удорожание квартиры на 3-4 тыс. рублей при ее общей стоимости в несколько миллионов вообще незаметно для покупателя. 
Ставя счетчики в новый жилой фонд и в фонд после капитального ремонта, страна получает шанс выстроить адекватную систему учета тепла

Если же житель будет устанавливать счетчик самостоятельно, цены будут уже розничными и установка обойдется гораздо дороже. Стоимость индивидуального прибора учета тепловой энергии в среднем составляет 6,5–8 тыс. рублей, работы по его замене — около 6 тыс. рублей, стоимость поверки счетчика с учетом демонтажа и установки — до 9 тыс. рублей. Поверку нужно делать раз в четыре–шесть лет, а срок службы прибора учета тепла — 12 лет. Соответственно, в разы увеличатся и сроки окупаемости.
Минстрой соглашается, что установка тепловой автоматики в многоквартирном доме также является довольно дорогостоящим мероприятием, но за счет такого автоматического регулирования и равномерного распределения тепла по всему зданию можно достигать экономии от 10 до 30%. И такая экономия отразится на плате за отопление каждого жителя дома. Но при этом ведомство предлагает «заменить» индивидуальный учет на установку автоматики на вводе в дом и балансировку стояков. Дело в том, что эти мероприятия никоим образом не заменяют друг друга, а для достижения полноценного экономического эффекта должны проводиться в комплексе. Нужно и устанавливать автоматику, терморегуляторы на отопительных приборах и приборы учета как на вводе в дом, так и в каждой квартире, и проводить балансировку.
Минстрой не верит, что плата за тепловую энергию и горячую воду (что с точки зрения генераторов одно и то же) в платежках россиян составляет более половины суммарного счета за ЖКХ. 
Ведомство глаголет: «Отечественный опыт показывает, что установка индивидуального прибора учета тепловой энергии не приводит к получению общей экономии тепловой энергии во всем многоквартирном доме. Поэтому мы предлагаем ориентироваться в первую очередь на установку общедомовых приборов учета. Это как минимум позволит правильно определить фактический объем тепловой энергии и оплатить только тот ее объем, который точно попал в этот дом, и не переплачивать за потери поставщика ресурса. Следующий шаг — установка различных систем терморегулирования».
Минстрой не дает ответа на вопрос, как можно из отечественного опыта сделать вывод о неэффективности ИПУ, если до выхода Постановления правительства № 1708 от 28 декабря 2018 года расчеты оплаты в домах, оборудованных квартирными счетчиками тепла, были фактически запрещены для домов, в которых хотя бы в одной квартире счетчик неисправен. 
ТЕХНИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Существует всего два типа приборов для поквартирного учета в зависимости от схемы разводки систем теплоснабжения внутри дома. Старый жилой фонд, построенный до 2012 года, в основном оборудован вертикальной разводкой, когда трубы идут в квартирах МКД сверху вниз, образуя стояк. В таких системах теплоснабжения индивидуальный учет часто лишен экономического смысла. Ведь жители не имеют технической возможности снизить потребление тепла у себя в квартире и, соответственно, не могут уменьшить оплату. Если же жильцы решат установить терморегулирование, это часто влечет за собой переконфигурацию всей системы теплоснабжения, установку индивидуального теплового пункта, перебалансировку стояков отопления. То есть необходима комплексная модернизация всей тепловой системы МКД, а это требует значительных вложений. Таких денег нет ни у потребителей, ни у теплоснабжающих компаний.
Обязательность индивидуального учета в существующем жилищном фонде пока бессмысленна — на сегодняшний день это невыполнимая задача. Однако не следует путать существующий фонд с новым строительством.
В новом домостроении активно применяется горизонтальная разводка систем теплоснабжения, когда в каждой квартире имеется отдельный ввод и устанавливается индивидуальный квартирный теплосчетчик. Такой прибор напрямую измеряет теплопотребление в физических единицах теплоты. При этом потребитель может сам регулировать подачу тепла в дом либо краном вручную, либо автоматическим термостатом.
Если отменить в новостройках обязательную установку распределителей, то жители сами, скорее всего, не смогут впоследствии их применять, поскольку для корректного учета по распределителям требуется их установка не менее чем в 50% квартир от их общей суммарной площади. Ставить счетчики добровольно будут единицы, и только в зданиях с горизонтальной разводкой. Про задачи цифровизации учета можно будет забыть, так как автоматизированные системы можно устанавливать централизованно и в комплексе на весь дом при условии однотипности индивидуальных приборов во всех квартирах. Таким образом, технологическое отставание нашего жилищного фонда будет и дальше с каждым годом расти, а современные показатели энергоэффективности не будут достигнуты в ближайшие десятилетия. Нам еще есть куда отставать.
КОПЕЙКА РУБЛЬ БЕРЕЖЕТ
«У наиболее бедных слоев населения оплата услуг ЖКХ в 2016–2018 годах составляла 51–60% всех расходов на услуги, а у 20% семей — только 5–8%», — говорится в исследовании Аналитического центра при Правительстве РФ. 
Опыт показывает, что максимальный эффект от установки счетчиков возникает на второй-третий год их эксплуатации, когда выявляются и устраняются причины неоправданных утечек тепла в здании, а жители приучаются к экономному расходованию тепла в своих квартирах.
В Казани был произведен сравнительный анализ теплопотребления в двух МКД. В доме, где во всех квартирах стояли счетчики, а на самом доме — индивидуальный тепловой пункт (ИТП), среднее удельное потребление на один квадратный метр составило 0,068 Гкал в год. Соседний дом той же серии, подключенный к той же магистрали, но без ИТП и счетчиков, потреблял на 1 кв. м 0,105 Гкал — разница составила 35%.
В случае принятия предложенной Минстроем поправки выжить смогут только зарубежные производители, для которых Россия не является основным рынком. Цены на такие приборы для потребителей неизбежно станут еще выше.
Представим, что пример Казани экстремальный и максимальная экономия, которой удастся достичь от установки поквартирных счетчиков, лишь 10%. На теплоснабжение зданий в настоящее время затрачивается около 430 млн тонн условного топлива, или примерно 45% всех энергетических ресурсов, расходуемых в стране. Это в 2,3 раза больше, чем идет на производство электроэнергии.
Согласно данным Росстата, население России в год потребляет около 400 млн Гкал тепла, произведенного централизованным способом. При стоимости одной гигакалории 2000 рублей экономия 10% тепла населением составит 85 млрд рублей в год, при экономии 20% — 170 млрд рублей. Эти деньги могут пойти на потребительский рынок, на оживление экономики спроса. Это и прямая экономия бюджетных средств, так как услуги ЖКХ для 20% населения субсидируются.
МИЛЛИАРД СЮДА, ТРИЛЛИОН ТУДА
Учет — всему голова, и он жизненно необходим в любом виде хозяйственной деятельности для эффективного и прозрачного функционирования. При отсутствии учета в теплоснабжении невозможно выявить и устранить слабые звенья в системе, невозможно обнаружить и локализовать потери. Без учета полностью отсутствует мотивация к оптимизации цепочки теплоснабжения начиная от генерации и заканчивая конечным потребителем. Это ясно. Хотя в случае с Минстроем в этом начинаешь сомневаться. Но ресурсники-то куда смотрят?! 
Последние два десятилетия ЖКХ пусть со скрипом, но идет по пути рыночного реформирования. В идеале все компании — поставщики ресурсов должны работать без дотаций, обновлять инфраструктуру и приносить прибыль своим владельцам, платить налоги. 
Отменяя обязательную установку счетчиков в новостройках, Минстрой убивает сформировавшуюся отрасль производства таких устройств. Этот рынок в России уже сформировался и продолжает быстро развиваться. На нем присутствуют десятки отечественных и зарубежных производителей, сотни специализированных компаний по продаже, установке и обслуживанию систем индивидуального учета, несколько аккредитованных лабораторий по испытаниям и сертификации оборудования. В случае принятия предложенной Минстроем поправки выжить смогут только зарубежные производители, для которых Россия не является основным рынком. Цены на такие приборы для потребителей неизбежно станут еще выше.
А что касается простых граждан, потребителей, ради которых проводится эта реформа, то им, то есть нам с вами, важно получить комфорт у себя дома и заплатить за это как можно меньше. При этом практика показывает, что энергоэффективность работает, когда потребитель может, во-первых, повлиять на свое потребление, во-вторых, измерить это потребление и заплатить за него на основе этих измерений. Но, пожалуй, главное для потребителя — защита от произвола ресурсной монополии и управляющей компании, и счетчик — элемент этой защиты. Минстрой своим решением об отмене обязательной установки счетчиков на тепло в новостройках опосредованно сделает россиянина беззащитным перед ресурсной теплоснабжающей монополией. 

Текст Иван Понырев

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Лента новостей

18:17
Безработица в России в сентябре 2019 года выросла до 4,5%
15:57
Новый минимум
17:11
Россияне продолжают считать социальные различия несправедливыми
10:00
России нужно создать производство турбин большой мощности
12:40
Нацеленность на результат
09:00
Новые тренды развития ТЭК городов и регионов
16:00
Перспективы развития газовых турбин большой мощности на территории России
00:33
Национальные проекты: приоритеты государства и возможности развития
01:19
«Альткотельная». Новая модель рынка тепла
16:04
Цифровой горизонт 2030. Совет директоров «Газпром нефть» утвердил стратегию цифровой трансформации
16:37
Профицит федерального бюджета РФ по итогам 8 месяцев составил 2,561 трлн рублей.
16:36
Сбербанк планирует в 2020 году начать платить дивиденды в 50% чистой прибыли
02:34
ЦБ РФ уточнил параметры рискового сценария
18:11
«Москабель-Фуджикура»
17:00
Адекватный ответ на $75 млрд
Больше новостей
Место для баннера