» » Стратегия для управдома. Цифровые технологии управления ЖКХ

Стратегия для управдома. Цифровые технологии управления ЖКХ

В рамках Российской энергетической недели состоялась сессия «Стратегия ЖКХ — 2035: инвентаризация текущего состояния, приоритеты и задачи», организованная Ассоциацией региональных расчетных центров. 
Жилищно-коммунальное хозяйство играет огромную роль в экономической и социальной жизни страны. Проблемы в электро- и теплоэнергетике, сферах водоснабжения и газоснабжения рассматриваются и оцениваются населением через призму деятельности ЖКХ и его влияния на качество жизни и окружающей среды. 
Цифровые технологии стали частью нашей жизни. Электронные сервисы, цифровые технологии управления, «умный» учет, блокчейн и смарт-контракт — красивые слова или реальное будущее ЖКХ? Все технологии маркетплейса для населения, все дополнительные сервисы, улучшающие систему: выставление платежей, предоставление дополнительных услуг, — прекрасно могут обойтись без участия государства, это сугубо рыночная история, но у потребителя исторически сложилось представление, что управление системой ЖКХ, обязанность обеспечивать коммунальными услугами у нас возложены на власть. И тут, по мнению гражданина-потребителя, без государства не обойтись. И пусть на самом деле поставщиками услуг для граждан являются ресурсоснабжающие организации, но именно государство по большому счету является заказчиком и главным интересантом цифровизации ЖКХ. 
Когда каждый участник рынка создает свою IT-систему для решения локальных задач, построение единого информационного пространства невозможно. Интеграции мешают недоверие и конфликт интересов субъектов в отрасли
Объем расчетов за услуги ЖКХ огромен, поэтому надежная и устойчивая система расчетов за коммунальные услуги, обеспечивающая гарантированное доведение платежей потребителей до поставщиков, является важнейшим фактором устойчивого функционирования всей системы ЖКХ. В этих условиях снова стала актуальной дискуссия о роли ЕИРЦ в системе организации расчетов и взаимодействия с потребителями жилищно-коммунальных услуг. Должны ли ЕИРЦ стать обязательным элементом рынка предоставления ЖКУ, каким требованиям и стандартам они должны соответствовать, как могут гарантировать защиту от нецелевого использования выплаченных населением средств и обеспечить прозрачность расчетов для потребителей и поставщиков услуг? Могут ли ЕИРЦ сегодня или пусть даже в перспективе 2035 года вывести систему обслуживания потребителей ЖКХ на качественно новый уровень? 
В обсуждении актуальных вопросов отрасли приняли участие представители Минстроя России, головного ведомства по разработке Стратегии ЖКХ — 2035, а также члены межведомственной рабочей группы по разработке Стратегии — руководители проектных команд, представители отраслевого сообщества и эксперты. 
Председатель Совета Ассоциации региональных расчетных центров, модератор панельной сессии Марина Файрушина обратила внимание, что впервые к разработке Стратегии развития ЖКХ привлечено экспертное сообщество. Минстрой России широко обсуждает вопросы отрасли, приоритеты и задачи для новой Стратегии развития ЖКХ до 2035 года с бизнесом, для которого утверждение долгосрочных и понятных правил является основой для принятия решений об инвестициях. 
Начальник департамента ЖКХ Минстроя России Светлана Никонова отметила, что планирование на горизонте 15 лет действительно сложная задача, требующая тщательного анализа текущей ситуации. Необходимо определить, какие подходы помогут организовать в ЖКХ эффективное управление, включая ценовое и нормативное регулирование. Во главу угла Стратегии, по словам Никоновой, должен быть поставлен потребитель, и залог качественных изменений в отрасли и ее развития — это достоверность, экономика и уровень сервисов в отрасли.
Президент НП «Российское теплоснабжение» Виктор Семенов сказал, что цифровизация — это уже сегодняшняя реальность, а вовсе не далекое будущее. База уже заложена, и следует переходить на новый уровень построения систем управления. Какие новые технологии наиболее востребованы и что может дать цифровизация ЖКХ потребителям? Каковы лучшие примеры, которые могут быть тиражированы?
Председатель правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний Наталья Невмержицкая рассказала о предложениях в Стратегию, сформированных возглавляемой ею проектной командой по энергоэффективности. В частности, она подчеркнула, что в условиях недофинансирования отрасли необходимо реанимировать такой эффективный механизм как энергосервис.
Как в условиях нынешних экономических реалий и замедления инвестиционной активности, с одной стороны, и бурного развития технологий — с другой, сделать коммунальный сектор привлекательным для инвестиций рынком? Интересные данные мониторинга готовности субъектов РФ к реализации национальных проектов привела начальник департамента по ТЭК и ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Виктория Гимади. Она отметила, что интерес в субъектах к национальному проекту по цифровизации экономики огромный, однако катастрофически не хватает компетенций и реализованных проектов в сфере ЖКХ. 
В продолжение темы цифровизации и проблем создания информационного пространства в отрасли Павел Мальков (РИЦ г. Димитровграда) обратил внимание на разобщенность информационных систем в сфере ЖКХ. В условиях, когда каждым участником рынка создаются свои IT-системы для решения отдельных локальных задач, сборка этих систем в единое информационное пространство практически невозможна из-за отсутствия единых подходов, справочников. Интеграции мешают недоверие друг к другу и конфликт интересов субъектов в отрасли. 
Его мысль о необходимости создания единой интеграционной платформы поддержал вице-президент компании ОТР-2000 Алексей Кулешов. Он призвал не повторять ошибок, допущенных при создании ГИС ЖКХ, а также подчеркнул, что успешность создания и внедрения цифровой платформы заключается в том, чтобы она была удобна и полезна для всех сторон — участников рынка, для власти и для граждан. 
В свою очередь, Денис Шабарин, генеральный директор Единого информационно-расчетного центра Ленинградской области, рассказал о том, какие принципы должны закладываться в построение единого информационного пространства как площадки доверия. Например, региональные сегменты ГИС ЖКХ, действующие в ряде регионов на базе информационно-расчетных центров как независимых участников рынка уже сейчас являются по факту прототипами единых платформ.
Текст: Виктор Дмитрук


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев

Место для баннера