» » «Черные дыры» энергосервисного контракта

«Черные дыры» энергосервисного контракта

Россию нередко упрекают в завышенной энергоемкости продукции. Если посмотреть сравнительные графики энергопотребления разных стран, то Россия действительно выглядит «впереди планеты всей». Но почему? Дело не может быть в промышленности: в России давно не открывались новые промышленные производства, которые бы повышали общий уровень потребления энергии. Между тем, уровень энергоемкости (а именно – отношение затраченных энергоресурсов к общему показателю ВВП страны) постоянно растет, начиная аж с конца 90-х годов.


Специалисты склонны считать, что потребление растет за счет… роста потребностей населения. За счет жилых и офисных помещений, огромных торгово-развлекательных центров, ночных клубов и так далее. Другими словами – это та энергия, которую мы попросту «проедаем». Та энергия, которая к нам никогда не вернется. Ведь неоспорим тот факт, что именно промышленность стоит на первом месте по потенциалу энергосбережения.


Заместитель начальника Инвестиционного отдела ФГУП «Федеральная энергосервисная компания (ФЭСКО)» Елена Борголова вообще считает, что поставленная правительством задача – сокращение энергоемкости ВВП на 40% к 2020 году – недостижима. Именно потому, что заставить беречь энергию необходимо тот сектор, который мало к этому склонен.


Выступая с докладом на конференции «Источники и технологии финансирования проектов по энергосбережению и повышению энергоэффективности» Елена Борголова напомнила, что большинство мероприятий федерального закона №261 ориентировано на предприятия бюджетной сферы – школы, больницы, детские сады, и так далее. Плюс жилой сектор! Это то, что дает фактически самый высокий показатель энергопотребления. Прежде всего, за счет нерационального использования энергии.


- Что предлагает сегодня правительство? Провести обязательное энергетическое обследование. Которое, в силу всем известных причин, с высокой долей вероятности будет проведено на крайне низком уровне качества. Следующий шаг – это формирование системы энергосервисных компаний, как энергосберегающих предприятий. Но если ситуация останется такой, какова она сейчас – этого шага не произойдет, - считает эксперт. – В своей компании, которая существует год, я ежедневно занимаюсь финансовым моделированием энергосервисных контрактов. И за все это время подписан был… только один! Почему? Потому что слишком многим рискуют участники этого процесса.


Если говорить о бюджетных организациях, то, по подсчетам ФЭСКО, для них действительно на сегодня наиболее выгодный способ снижения энергоемкости – это заключение энергосервисных контрактов с привлечением энергосервисных компаний. Потому что собственных средств на проведение необходимых улучшений у них нет. Банки кредиты выдавать не торопятся: бюджетные организации вряд ли смогут убедить финансово-кредитные учреждения в своей платежеспособности. Чуть лучше ситуация с заключением лизинговых контрактов. Но и в этом случае подтверждения финансовой состоятельности с заказчика потребуют…


Итак, остается энергосервисный контракт. В принципе, для энергосервисных компаний это было бы выгодно. Особенно сейчас, когда банки готовы выдавать таким компаниям кредиты под 12% годовых. Но все дело в том, что сам предмет энергосервисных контрактов предполагает для ЭСКО риски. Что такое предмет энергосервисного контракта? Это экономия.


esco.png

- Пока в России речь идет преимущественно о контрактах быстрой окупаемости: теоретически вложенные ЭСКО средства должны возвращаться к ней в течение трех-четырех лет. В таких условиях мы можем позволить себе с самого начала «забирать» всю экономию себе, и этими средствами расплачиваться с банком за кредит. Как только кредитные средства будут возвращены – мы уже можем делить экономию с предприятием-заказчиком. Но такая схема с высокой долей вероятности окажется неэффективной в случае возникновения долгосрочных контрактов, с длинным сроком окупаемости. Потому что в таком случае необходимо с самого начала просчитывать механизмы заинтересованности заказчика. Иначе на этапе возвращения кредитных средств заказчик сделает все для того, чтобы занизить показатели экономии.

Никак не предусмотрены сейчас механизмы подсчета эксплуатационной экономии, которая может быть равной или даже превышать показатели доказанной экономии. Правда, доказать ее фактически невозможно. И механизмов, предусматривающих такую возможность, пока нет. Но самый большой риск для энергосервисной компании кроется в понятиях «отделимое» и «неотделимое» улучшение. Согласно Гражданскому кодексу, неотделимыми называются улучшения, которые нельзя «забрать с собой» в случае расторжения контракта. В нашем случае это, например, утепление фасадов домов, проведение теплоизоляции и т.д. И именно такие улучшения сразу же переходят на баланс заказчика. Следовательно, всегда есть риск, что после того, как работы проведены, заказчик может потребовать расторжения договора. И закон позволяет ему это сделать. По мнению Елены Борголовой – это одна из важных причин, по которой институт заключения энергосервисных контрактов в стране идет так из рук вон медленно.

И, наконец, Федеральный закон №94 «О госзакупках».

Согласно положениям закона существует три способа объявить конкурс на заключение энергосервисного контракта. Первый – объявить фиксированную ставку экономии в киловатт часах и максимальную ставку процента от экономии, который энергосервисная компания может забрать себе в качестве оплаты. В этом случае претенденты соревнуются в снижении процентной ставки. Второй способ – объявить минимальную ставку экономии и фиксированный процент от прибыли. Претенденты при этом соревнуются в повышении ставки экономии. Наконец, последний способ – комбинированный. С минимальной ставкой экономии и максимальной ставки процента от прибыли. В этом случае претенденты соревнуются по обоим показателям.

- Это абсолютно не рабочая схема, - считает Елена Борголова. – Это все равно, что предложить инвесторам побороться за то, чтобы вложить деньги в предприятие с весьма туманной инвестиционной привлекательностью. Если мы хотим, чтобы на рынок энергосервиса пришли профессионалы, если мы хотим получить результат от заключения энергосервисных контрактов – необходимо разрабатывать новый закон, который будет ориентирован исключительно на эту задачу.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев