» » В частном секторе механизм энергосервиса освоен, бюджетному нужно время

В частном секторе механизм энергосервиса освоен, бюджетному нужно время

Такова официальная позиция Минэкономразвития

Федеральный закон №261 «Об Энергосбережении» вступил в силу в конце 2009 года – почти три года назад.  Все это время идет напряженная работа по формированию нормативно-правовой базы, с переменным успехом проводятся предписанные законом мероприятия организационного и аналитического характера, проводятся конкурсы, заключаются договора… Очевидно, что у разных участников рынка есть собственная оценка предпринимаемых действий и озвученных намерений. А вот как обстоят дела с точки зрения официальных структур государственной власти, уполномоченных нести ответственность за реализацию программ и мероприятий, предписанных законодательством? Именно этому был посвящен доклад Дмитрия Горевого, руководителя отдела развития департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Российской Федерации. Официальную позицию исполнения норм закона он озвучил на пресс-конференции «Новые инструменты реализации энергоэффективности», проходившей в информационном агентстве «Интерфакс».


Предваряя основную часть своего доклада, Дмитрий Горевой напомнил участникам пресс-конференции, что до момента принятия закона №261 в России не было правового поля, которое бы позволяло решать задачи энергоэффективности. По словам чиновника, именно сокращение энергоемкости ВВП обозначено министерством, как приоритетная задача. На сегодня потенциал энергосбережения оценивается в 45% от текущего энергопотребления всех энергоресурсов: вода, тепло, электричество. По отдельным секторам экономики потенциал энергосбережения специалисты министерства распределили следующим образом: жилищный сектор – 27% или 253 млн. тонн условного топлива, промышленный сектор – 28% или 277 млн. тонн условного топлива, электроэнергетика – 28% или 269 млн. тонн условного топлива.

Одним из успешных направлений работы Дмитрий Горевой назвал создание фактически с нуля нормативно-правовой базы для нужд энергосбережения. За три года родилось 47 новых нормативно-правовых актов. Аналогичная работа в Европе занимает от 6 до 10 лет. Конечно, скорость не всегда является позитивным фактором – значительную часть нормативов приходится дорабатывать. Однако, по мнению государственного чиновника, основной фундамент для нормальной работы создан.


С появлением законодательной базы, начали реализовываться проекты повышения энергоэффективности в промышленности. В том числе с участием западных партнеров. И этот новый сектор экономики все чаще привлекает частных инвесторов. Причем Дмитрий Горевой уверен, что именно в этом секторе для частных инвесторов создаются наиболее комфортные условия. Связано это с тем, что проекты повышения энергоэффективности, как правило, достаточно затратные, и только на бюджетном финансировании реализовать их невозможно. К тому же, эта отрасль требует высокотехнологичных решений и производств. И такие тоже понемногу начинают появляться. В частности, докладчик привел в пример появившиеся буквально недавно завод светодиодов компании «Оптоган» и завод по созданию высокоемких литий-ионных аккумуляторов компании «Лиотех».


Отдельного внимания заслуживает, безусловно, внедрение технологий энергосбережения в бюджетном секторе. Дмитрий Горевой признал, что этот сектор является наиболее проблемным. Если в частном секторе механизм энергосервисных контрактов, позволяющих в разы снизить энергозатраты на предприятии, уже освоен, то в бюджетной сфере понимания пока немного. Одна из основных сложностей заключается в том, что цикл бюджетного планирования составляет три года. А окупаемость проектов повышения энергоэффективности составляет не меньше трех-пяти лет. К тому же, высокотехнологичное оборудование требует обслуживания на соответствующем уровне квалификации. Именно поэтому, в рамках запущенной программы повышения энергоэффективности в бюджетных учреждениях, которая была утверждена еще в 2010 году, ежегодно осуществляется обучение 18 тысяч специалистов. Около 5 млрд. рублей ежегодно выделяется для субсидирования региональных программ. Дмитрий Горевой рассказал, что эти средства в основном идут на мероприятия предпроектной подготовки, и, прежде всего, на мероприятия, помогающие оценить потенциал энергосбережения, чтобы потенциальные инвесторы видели перспективы для вложений. Дальнейшая работа должна быть реализована в основном на внебюджетные средства компаний-инвесторов – российских и зарубежных. И те регионы, которые смогут продемонстрировать, что перспективные проекты и потенциальные инвесторы у них есть, получают федеральные бюджетные субсидии в первую очередь. В качестве положительного Дмитрий Горевой привел пример Татарстана, который смог в прошлом году получить максимально возможный объем субсидирования на реализацию собственных проектов. Горевой считает, что главный секрет успешности региона – в высокой поддержке проектов энергосбережения на уровне региональных властей.

Впрочем, журналисты напомнили представителю Министерства, что самая больная тема для бюджетных проектов заключается в том, что руководитель бюджетного предприятия (директор школы, главврач больницы и т.д.) лишь заключает договор с исполнителем по проекту. Распорядителем же вложенных средств и, главное, полученной экономии будет не этот персонаж и даже не глава муниципалитета, а администрация региона. И чиновнику администрации еще нужно будет разъяснить причину сокращения расходов, которая, как это водится в бюджетной сфере, может повлечь за собой в целом сокращение бюджетного финансирования.


Отвечая на это утверждение, Дмитрий Горевой напомнил, что закон обязал бюджетные организации ежегодно сокращать затраты на энергоресурсы на 3%. И распорядители бюджетных средств обязаны принимать это во внимание. Правда, руководитель бюджетной организации должен предоставить письменное подтверждение сокращения расходов в результате мер повышения энергоэффективности. И в этом случае оставшиеся затраты будут полностью покрыты бюджетной организации. Г-н Горевой согласился, что сегодня государственные распорядители бюджетных средств не до конца понимают эту ситуацию. Именно потому Минфином было подготовлено и разослано разъяснительное письмо с подробной инструкцией для государственных распорядителей бюджетных средств. Следовательно, в случае возникновения спорных ситуациях, к этому документу можно обращаться как к официальной информации.


Дополнительную защиту бюджетным организациям, по мнению чиновника Минэкономразвития, дает сама система оплаты топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере. Согласно законодательства, государственные услуги не могут предоставляться в случае, если бюджетное учреждение не имеет достаточных средств на оплату топливно-энергетических ресурсов. Следовательно, эта статья расходов прорабатывается с особенной тщательностью.


Собственно, и сами руководители бюджетных организаций пока не обладают достаточными знаниями для того, чтобы легко ориентироваться в механизмах повышения энергоэффективности и с легкостью идти на заключение тех же энергосервисных контрактов.


- Должно пройти время, – считает Дмитрий Горевой. – Быстрых результатов здесь ожидать не стоит. Руководители бюджетных организаций тоже должны сориентироваться в этой теме. Но, если судить по динамике на сайте государственных закупок, количество заключенных контрактов с начала текущего года по сравнению с прошлым годом увеличилось в разы. Фактически в два раза. Это со всей очевидностью дает возможность утверждать, что позитивный опыт в бюджетной сфере есть, опыт нарабатывается, обмен опытом и информацией идет. Прежде всего, благодаря механизму энергосервисных контрактов, который позволяет снижать затраты не только на обязательные 3% в год, а гораздо больше. К тому же будут высвобождаться дополнительные средства на нужды учреждения.


Собственно, для обмена положительным опытом сейчас разрабатывается государственная информационная система, которая позволит собирать информацию об удачных проектах, эффективных решениях и т.д. В ближайшее время система должна обрести интернет-платформу, благодаря которой с примерами удачно реализованных проектов по всей России сможет познакомиться любой желающий.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев