» » Энергосервису в России – быть!

Энергосервису в России – быть!

«Точка невозврата» по энергосервису пройдена, эффективность доказана и развитие неизбежно. К такому выводу пришли участники расширенного заседания экспертной секции «Финансирование в энергосбережении» Консультативного совета Комитета по энергетике Госдумы РФ, которое прошло в конце октября в рамках мероприятий XXXI конференции «Москва — энергоэффективный город», организованной НП «АВОК».


Собравшиеся на заседании эксперты согласились: несмотря на то, что энергосервис пока не стал привычным бизнесом для российских компаний, инвестиции в эту сферу растут. Как отметил во вступительном слове руководитель секции, генеральный директор Холдинга «Теплоком» Андрей Липатов, в России уже четыре года делаются попытки реализовывать энергосервисные контракты в рамках исполнения закона «Об энергосбережении» и небезуспешно — только за прошлый год было выполнено контрактов на сумму более 15 млрд. рублей: «Это не колоссальная для нашей страны цифра, однако, радует то, что есть и отечественные, и иностранные операторы, которые реализуют проекты в России. У финансовых институтов появился целый ряд интересных продуктов, сформировалось отраслевое ядро профессионалов рынка». Председатель заседания напомнил собравшимся, что в начале октября на совещании Рабочей группы по развитию ЖКХ при Правительстве РФ были рассмотрены и приняты в работу подготовленные экспертной секцией документы: проект закона о создании комплексной системы правового регулирования отношений в сфере коммерческого учета коммунальных ресурсов и поправки в 261-й ФЗ «Об энергосбережении». «Предлагаемые нашими экспертами изменения в законодательство призваны «залатать дыры» в реализации проектов и вывести энергосервис на новый уровень», — отметил Андрей Липатов.


Как рассказал представитель Департамента промышленности и инфраструктуры Аппарата правительства РФ по вопросам энергоэффективности Виталий Ковальчук, вся политика энергосбережения, которая могла бы реализовываться как государственная, свелась к корректировке нормативно-правовых документов. И даже то финансирование, которое выделялось из федерального бюджета в качестве субсидий регионам, секвестировано. Соответственно, все мероприятия по энергосбережению с высокой долей вероятности будут реализовываться исключительно из расчета локальных усилий конкретных персон, «энтузиастов», которые искренне верят в безграничные возможности этой отрасли. Однако, как отметил эксперт, «невзирая на нормативные пробелы, некомпетентность ответственных исполнителей и подчас нежелание делать нечто действительно эффективное, существует огромное количество успешных проектов. И это позволяет сказать, что энергосервис как источник финансирования энергосберегающих проектов на сегодня состоялся. Разработанный Правительством РФ план мероприятий по энергоэффективности, призванный усовершенствовать работу в сфере реализации энергосервиса, получил одобрение руководства страны, реализации первого этапа плана может начаться уже в ноябре».


Сбору комментариев и предложений по дальнейшему совершенствованию работы в сфере финансирования энергосбережения и было посвящено прошедшее в Москве заседание экспертной секции Госдумы. Его участники — эксперты и специалисты, представляющие различные государственные, научные и образовательные организации, финансовые и сервисные структуры — обсудили целый ряд вопросов, среди которых: роль и место банков в финансировании энергосервисных контрактов; создание системы привлечения на долгосрочной основе внебюджетных средств в проекты и мероприятия по энергосбережению в бюджетной сфере; особенности привлечения частных инвестиций в топливно-энергетический комплекс по механизму энергосервиса; ключевые риски энергосервисных договоров и пути их снижения.

По мнению ответственного секретаря общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями Николая Редько, одной из проблем финансирования является закредитованность энергосервисных компаний. Кредиты, по сути, предоставляются самими энергосервисными компаниями, а контракты, которые они могут заключить, выходят далеко за пределы их капитализации. Что касается банков, то для них сегодня энергосервисные контракты, как считает эксперт, достаточно понятный, прозрачный, самоокупаемый продукт, вполне приемлемая область для инвестиций. За последние годы у финансовых организаций сформировался целый ряд интересных продуктов для реализации энергосервисных контрактов: «Система финансирования таких проектов носит уже конкурентный характер. Например, в столице создан и действует совет банков-партнеров Правительства Москвы (включает 22 банка), которые на регулярной основе обсуждают ключевые банковские продукты, которые прямо или косвенно интересны для города. Вопросы, связанные с энергосервисом, занимают в этой работе одно из ключевых направлений». Обратившись к опыту Москвы, эксперт отметил, что существенным сдерживающим фактором развития практики энергосервисных контрактов в столице, как ни странно, является большой бюджет, который позволяет проводить мероприятия по энергоэффективности за бюджетные средства. Отвечая на вопрос одного из участников секции, Николай Редько уточнил, что пока в Москве нет ни одного энергосервисного контракта, реализованного с привлечением частных инвестиций. Причина этого, как отметил эксперт, в высокой степени ответственности столичного правительства за состояние жилого фонда. Андрей Липатов, в свою очередь, напомнил, что 261-й ФЗ «Об энергосбережении» обязывает всех участников энергосберегающих процессов изыскивать и привлекать внебюджетные средства.


Все возможные энергосервисные проекты эксперты условно разделили на три группы: объекты частного бизнеса, объекты жилищно-коммунального хозяйства и объекты бюджетной сферы. Наименее проблемной на сегодня является сфера частного бизнеса. В качестве успешных примеров в промышленности, где объемы энергосервиса перевалили за миллиарды рублей, были приведены проекты «ФЕНИЧЕ групп» для ОАО «АвтоВАЗ». С реальным опытом в области инвестирования в энергосбережение в сфере ЖКХ собравшиеся познакомились на примере реализации энергосервисных контактов в школах Подмосковья, в Калужской области, в Нижнем Новгороде.


Как рассказал технический директор «Теплоком-Сервис М» Вячеслав Ромадов, обыкновенный узел учета дает серьезный энергосберегающий эффект: например, теплопотребление снижается на 20-40%. Так, компанией «Теплоком-Сервис М» были выбраны 8 объектов сферы образования в городе Домодедово Московской области, где были реализованы энергосервисные контракты по установке узлов учета тепла. В отопительный сезон экономия составила 100-130 Гкал/мес или порядка 200-250 тыс. руб. Причем в ходе реализации энергосервиса специалистами были выявлены риски, связанные с российской нормативно-правовой базой, в частности, пункт 5 Постановления Правительства РФ №636 «Об обязательных условиях энергосервисных контрактов» указывает, что контракт считается выполненным при достижении доли экономии, оговоренной в договоре. «Но в таком случае достигнутая более высокая экономия может стать основанием для разрыва договора с энергосервисной компанией, — посетовал эксперт. — Договор может быть аннулирован и в случае недостижения оговоренного контрактом уровня экономии, в том числе по не зависящим от компании причинам. Несмотря на это она должна будет выплатить неустойку». Чтобы учесть эти нюансы, «Теплоком» подготовил соответствующие предложения, которые будут переданы на рассмотрение профильного комитета Госдумы РФ.


В ходе работы экспертной секции выступили специалисты в самых разных областях, в том числе представители «Банка Москвы», Внешэкономбанка, «Банка Санкт-Петербург», Российской Ассоциации энергосервисных компаний РАЭСКО, НИУ МЭИ, энергосервисных и проектных организаций, СРО. Все предложения по совершенствованию работы в сфере реализации энергосервисных контрактов, озвученные экспертами, будут сведены в единый документ и переданы на рассмотрение депутатам Государственной Думы РФ и в Правительство РФ.

В 2014 году выездные открытые заседания экспертной секции «Финансирование в энергосбережении» прошли в Ростове-на-Дону (в рамках ХIХ строительно-архитектурного форума «СТИМэкспо») и в Сочи (в рамках Краснодарского весеннего форума «Энергоэффективность и инновации»). В ноябре планируется проведение заседания в столице Республики Чечня — городе Грозном. Открытый формат позволяет приглашать на экспертные заседания представителей органов власти и центров энергосбережения, ответственных за непосредственную реализацию проектов на местах, делиться успешным опытом и проблемами в практической деятельности.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев