» » Алексей Туликов: Поправки в законодательство революции в отрасли не сделают

Алексей Туликов: Поправки в законодательство революции в отрасли не сделают

Государственная программа повышения энергоэффективности и энергосбережения на сегодня – один из основных нормативных документов, которые должны обеспечить качественные изменения в этой сфере. Однако пока не обеспечивают.


Руководитель департамента развития законодательства в сфере энергетики и инноватики Федерального государственного учреждения «Российское энергетические агентство» Алексей Туликов, выступая на конференции «Энергоэффективность и энергосберегающие технологии 2013», фактически выступил адвокатом программы. Что не удивительно: РЭА является одним из ведомств, ответственных за качественное исполнение программы. И среди прочих на конференции звучали доклады, не слишком высоко оценивающие работу министерств и ведомств по ее исполнению. В частности, руководитель экспертной группы по финансированию энергоэффективных проектов РСПП РФ Вадим Зазимко в своем докладе прямо констатировал: государственные гарантии, обещанные программой компаниям, реализующим проекты повышения энергоэффективности, не работают.


Алексей Туликов считает, что бюджетное финансирование в отрасли на нуле лишь потому, что предусмотренные средства – это не прямые бюджетные расходы. Они возникают лишь в том случае, если у компании возникают «соответствующие расходные мероприятия». То есть, по сути, для того, чтобы государственное финансирование открылось, должен произойти дефолт проекта. Но пока ни один проект не дошел до такого состояния, соответственно, ни одна компания или учреждение не получили государственную гарантию по энергоэффективности.


Во время работы конференции была озвучена и возможность создания отдельной государственной организации, которая будет заниматься привлечением в отрасль внебюджетных источников. По словам Туликова, деньги на ее создание были выделены еще в прошлом году. Но пока такая организация еще не создана. Есть надежда, что решение будет принято в текущем году.


- В целом на исполнение законодательства по энергосбережению и программы повышения энергоэффективности у нас было всего три года. Безусловно, есть пробелы и в законодательстве, и в тех мерах государственной поддержки, которые были в нем предусмотрены. Однако, если посмотреть на опыт зарубежных государств, то некоторым из них пришлось проделать еще более долгий путь – от пяти до десяти лет – для того, чтобы ситуация стала более или менее устойчивой. Это нормально. И сейчас как раз происходит такое совершенствование законодательства.


Собственно, речь идет о тех изменениях и дополнениях, которые сейчас готовятся ко второму чтению в Государственной Думе. Пока эти изменения сосредоточены в четырех областях: проведения энергетических обследований, оказания энергосервисных услуг, разработки региональных и муниципальных программ, разработка программ хозяйствующих субъектов. При этом надо сказать, что вносимые изменения не несут сколько-нибудь кардинальных изменений. Следовательно, скорее всего статус кво в отрасли в целом даже после принятия поправок сохранится.


Свое мнение Алексей Туликов высказал и по поводу отсутствия квалифицированных кадров в отрасли. О кадровой ситуации в своем докладе рассказал директор инженерно-производственного центра «Учебная техника» Юрий Галишников. И его мнение: в отрасли совершенно не обучают практическим навыкам обслуживания энергоэффективного оборудования. А курсов, обучающих специальности энергоаудитора стало слишком много. Алексей Туликов поспешил уверить аудиторию, что в ближайшее время будет определен вуз, на базе которого будет организован факультет энергоаудита. Именно здесь будут контролировать профессиональный уровень энергоаудиторов, проводящих обязательное энергетическое обследование. Здесь же будут проверять качество проведения энергоаудита в части оформления паспорта и отчета. Если документы не будут соответствовать заявленным законодательным требованиям, то компания, проводившая обследование, может лишиться аттестации. Более того, для некачественных исполнителей будет предусмотрена административная ответственность.

Для заказчиков энергоаудита ситуацию решено облегчить, введя в законодательство понятие «энергетическая декларация».


- К такой форме отчетности смогут прибегнуть компании с низким энергопотреблением. Это достаточно интересная, сбалансированная мера, согласованная с федеральными органами исполнительной власти.


Что касается мер стимулирования проведения мероприятий по повышению энергоэффективности, докладчик честно признался: таковых в поправках к законодательству нет. Там сохраняется описание мер стимулирования, принятое в редакции 2010 года. Их условно можно разбить на две группы: тарифные и нетарифные. Первая группа, естественно, связана с долгосрочным тарифным регулированием для компаний, проведших мероприятия повышения энергоэффективности.


Говоря о региональных субсидиях, докладчик упомянул, что сейчас правила их предоставления совершенствуются. Во всяком случае, в законодательство удалось заложить требования к субъектам РФ, претендующим на получение субсидии. Это определенные критерии, которые позволяют учитывать наличие дополнительных мер и механизмов стимулирования повышения энергоэффективности. Каждый из критериев дает региону определенное количество баллов. Чем больше баллов, тем выше шансы и больше размер федерального финансирования.

Безусловно, не мог представитель РЭА не упомянуть проблему неразвития энергосервисных контрактов. По мнению Алексея Туликова, подобного рода проекты могут быть реализованы не более чем на 10-12% объектов в субъектах РФ. Остальные предприятия и учреждения просто не готовы к этому. Начинать там нужно с установки приборов учета и капитальных ремонтов. Только после этого можно будет говорить о какой-то экономике и возможности вычисления полученной экономии после реализации энергосервисных контрактов.


- Государству необходимо вкладывать бюджетные средства в реализацию как минимум пилотных проектов. И показывать эффективность для привлечения инвестиций в те или иные зоны. Особенно важно создать такие условия, чтобы инвестиции пришли на те объекты, где не может быть срока окупаемости, либо где срок окупаемости достаточно длительный.


Докладчик напомнил, что вся нормативно-правовая база, параметры нормативно-технического регулирования, разработка стандартов, технических регламентов и так далее – все это формируется за счет бюджетных источников. Вся эта документация, по мнению докладчика, также должна стимулировать энергосбережение и повышение энергоэффективности.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев