» » «Москва — энергоэффектив- ный город»

«Москва — энергоэффектив- ный город»

Павел Ливинский: «Москва должна задать тон реализации городских мероприятий энергоэффективности»

Москва — самый крупный город нашей страны. И по многим причинам самый энергозатратный. Где же, как не в Москве, обсуждать способы снижения энергопотребления, реализовывать пилотные проекты в области энергосбережения и всячески затем распространять их опыт на прочие российские регионы.


Именно с таким подходом в среду в российской столице открылась XXX конференция и выставка «Москва: пути и проблемы повышения энергоэффективности». В её работе принимают участие как представители профильных столичных департаментов, так и участники рынка.

О том, как сейчас реализуются программы энергосбережения в Москве, участникам конференции рассказал руководитель Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы Павел Ливинский.


- Если сравнивать Москву с другими городами, то у нас самая ёмкая программа по энергосбережению, — сообщил собравшимся докладчик. — Принятая на 2012-2016 годы с перспективной сферой развития до 2020 года, она охватывает 33 отраслевые окружные программы. Общий объём финансирования — около 53 млрд. рублей. Эта сумма включает в себя средства городского бюджета, юридических лиц – объектов реализации программы — и федеральные субсидии.


В этот объём финансирования включены самые разные мероприятия, в том числе строительство энергосберегающих блоков на ТЭЦ «Мосэнерго», строительство мощностей различных генераций, в том числе когенерационных. Сюда же входят энергосберегающие мероприятия на транспорте. В частности, для метрополитена уже закупаются вагоны, которые будут оснащены оборудованием, позволяющим экономить электроэнергию, более эффективно использоваться различные механизмы регулирования подачи энергии, а также преобразовывать остаточную энергию и выдавать её в сеть.


Основная задача, которую поставила перед собой Москва, такая же, как и общенациональная: снижение энергоёмкости ВВП до 2020 года на 40%.


- Мы понимаем, что экономика постоянно растёт. Промышленность развивается и требует новых энергозатрат. Более того, мы надеемся, что отраслевой экономический сектор будет расти и дальше. Тем более важно заниматься снижением энергоёмкости каждого отдельно взятого предприятия, чтобы в конечном итоге обеспечить конкурентоспособность нашего продукта.


Также одна из основных задач для Москвы — повышение эффективности использования городских энергоресурсов с одновременным повышением безопасности энергосбережения. Что является составляющей другой, более масштабной задачи — повышения качества жизни жителей города. Другими словами, добиться экономии без ухудшения параметров предоставляемой услуги.


Каковы же результаты реализации этих задач на сегодня?

- Если говорить про экономию энергоресурсов, то мы оцениваем результаты по двум составляющим: экономия на уровне ресурсоснабжающих организаций и со стороны конечного потребителя. Третий год подряд мы констатируем серьёзное сокращение потребления газа и воды. Не последнюю роль в этом сыграло тотальное оприборивание населения. Обязательная установка приборов на большинстве московского жилого фонда уже позволила нам зафиксировать снижение отпуска воды «Мосводоканалом» на 5% в год. Для такого города, как Москва, это значительное сокращение.


Ливинский признал, что такая экономия не может приносить удовлетворение самой ресурсоснабжающей организации, поскольку приводит к сокращению выручки. Тем не менее, сопротивления со стороны «Мосводоканала» внедрению мероприятий, позволяющих экономить водные ресурсы, не было. Впрочем, докладчик не уточнил — предусматривает ли правительство Москвы мероприятия, стимулирующие ресурсоснабжающие организации к реализации подобных мероприятий.


Серьёзной экономии, по словам докладчика, удалось добиться и в газовом хозяйстве. В основном за счёт реконструкции мощностей городских теплоэлектроцентралей и установки парогазовых блоков.


- В городе два основных потребителя газа. Мосэнерго потребляет 70% ресурса, Московская объединённая энергетическая компания (МОЭК) ещё 20%. Оставшаяся незначительная доля приходится на население. В результате проведённых мероприятий потребление газа основными потребителями сократилось на 2,5%. Что в масштабах Москвы опять же является серьёзным результатом.


Частью этой программы является, в том числе, и перевод нагрузок с котельных МОЭК на ТЭЦ Мосэнерго. Делается это там, где выгоднее перевести нагрузки в централизованную систему, где можно сформировать комбинированную выработку энергии.


- У нас, как и в других городах, достаточно котельных, вырабатывающих избыточное тепло. До сих пор оно, де-факто, сжигалось впустую. Это буквально выброшенные в атмосферу деньги. Сегодня мы такие котельные исключаем из цепи теплоснабжения. И это тоже даёт эффект энергосбережения.


Наконец, электроснабжение. По словам Ливинского, потребление электричества в городе постоянно растёт. И это понятно: к городу присоединены новые территории, население увеличивается. В среднем нагрузка на город ежегодно возрастает на 600-800 мегаватт.

- Исторически все крупные города в своём развитии проходят такую стадию, когда энерговооружённость квадратного метра постоянно растёт. Современный человек пользуется всё большим количеством электрических бытовых приборов. Поэтому очевидно, что снижение потребления электроэнергии идёт медленнее, чем, например, воды или газа. Тем не менее, крупные проекты запланированы и в этой сфере.

Первый и главный городской проект касается уличного освещения, которое в Москве обеспечивает предприятие Моссвет. В системе задействовано более 500 тысяч осветительных приборов. До конца 2013 года по пилотному проекту на энергосберегающие должны быть заменены 10 тысяч уличных светильников столицы. После чего соответствующие службы намерены зафиксировать энергосберегающий эффект, просчитать экономическую выгоду от реализации проекта и учесть эти данные при дальнейшем планировании мероприятий энергосбережения в части электроэнергетики. Тем не менее, Павел Ливинский уже сейчас озвучил ожидания Правительства Москвы от внедрения проекта: экономия электроэнергии на уровне 20-25%.


Что касается выгод, полученных от реализации всех этих мероприятий конечным потребителем, то здесь пока можно говорить только о перспективах.


- Мы постоянно слышим о том, что потребителя можно стимулировать на экономию только посредством завышенных тарифов. Мы не совсем с этим согласны. Я считаю, что именно решение заморозить тарифы в своё время мотивировало ресурсоснабжающие организации внедрять энергосберегающие технологии.


В настоящий момент Правительство Москвы, по словам Ливинского, большой энергосберегающий потенциал видит в синхронизации инвестиционных программ городских электросетевых организаций.


- Мы уверены, что путём простого приведения в порядок и согласования проводимых каждой компанией инвестиционных мероприятий можно добиться колоссальных результатов. Дело в том, что в городе достаточное количество дублирующих мощностей, в том числе в пределах одной жилой зоны. И вот именно такие дублирующие подстанции сегодня необходимо выявлять и замыкать их в систему тепловых нагрузок. Там, где уже есть ТЭЦ, электрическая подстанция рядом не нужна. Тем более что, как правило, это котельные, которые к тому же потребляют газ и дают выработку дополнительного тепла. Подобные мероприятия несут как экономический, так и экологический эффект.

И всё же главным потенциалом снижения энергопотребления Ливинский назвал жителей города. И здесь предстоит самая большая работа. Прежде всего – пропагандистская. Причём, глава столичного профильного департамента считает, что ликбез необходимо проводить как с населением, так и с управляющими компаниями. Инструментов для этого у московского правительства достаточно.


Приоритетным направлением внедрения технологий энергосбережения Правительство Москвы определило для себя развитие энергосервисных проектов — именно они позволят привлечь частные инвестиции в финансирование программ. Пока, как уже говорилось, финансирование осуществляется преимущественно за счёт юридических лиц и за счет заложенных в тарифах средств, которые РСО собирают с населения и затем вкладывают в те или иные инвестиционные мероприятия. Однако столичные власти надеются, что постепенно тарифные средства перестанут быть основным внебюджетным источником финансирования городской программы. Тем более что привлечение частного капитала — первый показатель успешности и экономической привлекательности внедряемых мероприятий.


- Наша задача сделать энергосервисные контракты одним из основных источников финансирования городской программы энергосбережения. Во всяком случае, средства, полученные через их реализацию, должны быть соизмеримы со средствами, затрачиваемыми юридическими лицами.


До конца текущего года правительство Москвы уже планирует привлечь через энергосервисные контракты до 300 млн. рублей. Прежде всего, на проекты, связанные с проведением энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах, установку автоматизированных систем управления на социальных объектах, в том числе учреждениях образования и здравоохранения. Замена светильников уличного освещения должна производиться также в рамках реализации энергосервисного контракта.


- Мы подбираем проекты, которые дают срок окупаемости не более пяти лет. Это наиболее комфортно и для компании-исполнителя и для заказчиков. Результаты реализации подобных контрактов мы будем стремиться обсуждать публично. Мы понимаем, что в других российских регионах прорыва в данном отношении пока тоже нет. Тем более важно, чтобы столица показала пример и наилучшим образом реализовала на практике собственные пилотные проекты.


Другие материалы XXX конференции «Москва: пути и проблемы повышения энергоэффективности»: 
Доклад президента НП «АВОК» Юрия Табунщикова. «Энергопотребление зданий можно снизить на 73%»

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев