» » В ХМАО повышают надежность энергоснабжения

В ХМАО повышают надежность энергоснабжения

Одна из крупнейших югорских электросетевых компаний ОАО «ЮРЭСК» реализует в регионе уникальный для России проект по строительству воздушных линий электропередачи напряжением 20 киловольт. Таким образом, для региона решается важная задача включения в централизованную зону части удаленных и изолированных районов, электроснабжение которых осуществляется дизельной генерацией. Помимо этого, решается вопрос снижения потерь в транспортных электросетях, повышается надежность электроснабжения региона в целом.


- Мы работаем в суровых климатических условиях. Энергоснабжение в условиях Крайнего Севера приобретает особенное значение, — утверждает генеральный директор ОАО «ЮРЭСК» Борис Берлин. — Наша основная задача — это надежность электроснабжения в зонах нашего присутствия.


Исторически так сложилось, что энергоснабжение в Ханты-Мансийском АО формировалось вместе с освоением нефтяных месторождений, в 70-80-е годы прошлого столетия, — рассказал генеральный директор ОАО «ЮРЭСК» Борис Берлин. — Первыми начали развиваться районы, где ведется нефте- и газодобыча. Именно здесь были построены электростанции, от которых энергоснабжение протянулось до прилегающих поселков. Однако остались труднодоступные территории, населенные пункты, которые не имеют отношения к нефтедобыче. Как правило, это территории проживания малых народностей.


Генерация электроэнергии на удаленных территориях в ХМАО обходится крайне дорого. Не смотря на то, что округ является нефтедобывающим, собственных производств по переработке нефти здесь нет. Поэтому дизель приходится завозить из других регионов. При этом доставка топлива возможна только двумя способами: по зимникам или водой. И то, и другое периодически бывает проблематично. Например, в 2012 году уровень воды был слишком низким, судоходства в регионе не было. В текущем году, из-за аномально теплой зимы, зимники установились почти на две недели позже обычного срока. В таких случаях топливо приходится перевозить на вертолетах, что в разы увеличивает себестоимость электроэнергии в удаленных населенных пунктах. По словам специалистов ОАО «ЮРЭСК&кaquo;, себестоимость электроэнергии в таких районах доходит до 100 рублей за киловатт час. Безусловно, эта стоимость ложится не на потребителей, а на бюджет округа.


Технология строительства 20-киловольтных воздушных линий позаимствована у финской компании ENSTO. Основное преимущество финской технологии в том, что она позволяет значительно снизить потери в сетях по пути следования электроэнергии от одного населенного пункта до другого. Особенность ХМАО в том, что нагрузка на сети в населенных пунктах здесь, как правило, небольшая из-за их малочисленности. Расстояния же между населенными пунктами большие — не менее 100 километров. Поэтому до сих пор здесь строились линии 35 киловольт в габаритах 110.


- Низковольтные линии в таких условиях строить нельзя. Потому что на больших расстояниях и потери значительные. При низковольтном напряжении электричество по сетям при наших расстояниях может просто не дойти. Поэтому строили линии высокого напряжения. При расстояниях в 100 км использовали класс напряжения 35 киловольт, при больших расстояниях — уже 110. При этом на конце нагрузка на сети достаточно низкам. Поэтому мы решили изучить финскую технологию, которая много лет применяется в точно таких же условиях в скандинавских странах, и давно зарекомендовала свою эффективность. К тому же затраты на строительство таких сетей гораздо ниже, чем на 35-вольтные воздушные линии. Просеки для них нужны гораздо более узкие.


Еще одна особенность — это высокая надежность работы 20-киловольтных линий. В ХМАО, как и других северных регионах, обслуживание сетей связано с определенными трудностями. Достаточно часто здесь случается обледенение проводов, обрыв линий из-за упавших деревьев и так далее. При этом фактически каждый раз это становилось причиной ограничения или даже аварийного отключения потребителей от электроснабжения. Операторам при этом приходилось в любых погодных условиях (даже при очень низких минусовых температурах) экстренно искать на огромных расстояниях место в сетях, которое стало причиной аварии, и устранять эту причину. Использование 20-киловольтных линий в условиях скандинавских стран с не менее суровым климатом, показало, что они продолжают пропускать электричество даже при обледенении или провисании из-за упавших деревьев. Соответственно, устранять эти неполадки можно не в авральном, а в штатном режиме. Стабильность и надежность электроснабжения потребителей при этом сохраняется.


Наконец, опоры воздушных линий 20-киловольт по финской технологии не бетонные, а деревянные. Это также повышает надежность электроснабжения, поскольку бетонные опоры тяжелые и часто падают.


- Деревянные опоры гораздо легче бетонных, они прочнее держатся в грунте. К тому же они пропитаны водорастворимыми антисептиками типа 55А на основе оксидов меди, хрома и мышьяка. Это продлевает срок эксплуатации воздушных линий как минимум до 50 лет. Кроме того, новые технологии, применяемые при монтаже конструкций, и самые современные комплектующие в разы повышают надежность электроснабжения потребителей. Затраты на поддержание воздушных линий электропередачи в рабочем состоянии значительно сокращаются.

- Строительство 20-киловольтных воздушных линий — это действительно инновационная для России технология, — считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. — Подобные системы есть пока только в Москве, но они не введены в эксплуатацию, поскольку работы пока не были завершены. В Ханты-Мансийском АО строятся воздушные линии. Это несколько иная технология. На мой взгляд, она гарантирована поможет снизить потери в регионе и даст большие возможности для перевода большей части территорий на централизованное электроснабжение. Что в условиях Крайнего Севера позволит снизить затраты на электроснабжение.


По словам Бориса Берлина, такую технологию удастся применить не ко всем районам ХМАО. По расчетам экономистов для ряда территорий даже экономные финские технологии оказываются нерентабельными. Для таких территорий разрабатываются проекты перевода на когенерацию с использованием местного топлива — прежде всего, попутного газа.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

комментариев